Рисунок орнамента с использованием геометрических элементов. Виды орнамента

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

На западе восточные влияния породили ряд школ. Искусство - это творческий путь, который выражает состояние души в образах из внешнего мира. Одежда, в которой будут одеты художественный дизайн, опыт, видение, дрожь или настроение, берется извне. Красота искусства не может быть безусловной: ее цена зависит только от того, насколько она подходит для изображения, в котором будет выражено художественное понятие. Происхождение творчества коренится не столько в воображаемой тенденции человека, сколько в его творческой жажде: голоде за ново, вопль мятежа, стремление воссоздать обнаженную данность.

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный , включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный , образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный , представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

Итак, для художника красота - это знак субъекта, который делает последнее возможным для художественного созерцания. Художественное созерцание мы называем движением души, через которое мы вливаем себя в воображаемое воплощение зарубежного опыта. Таким образом, определения являются общими для восточного и западного искусства; потому что потребность в красоте - это, по сути, духовный спрос, который развивается с усложнением внутренней жизни. Но за этими определениями лежат новые области: область художественного идеала и художественное выражение: существуют фундаментальные различия между восточным и западным искусством.

Орнамент классифицируют 1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

2.По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

3.По народной принадлежности: украинский, белорусский, греческий и т.д.

4.По изобразительной форме:плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный(небольшое углубление внутрь).
Характеристика орнаментов по изобразительным мотивам.

Многие компараторы этих двух искусств ошибаются, полагая, что все в западном творце было причиной, природа была отправной точкой его работы - и контрольно-пропускной пункт; весь круг художественных работ возник из кривой канона и пропорций. Граница реальности показать свою творческую индивидуальность Китайской работы иначе: верность своей природы должна, ему нужна только красота, чувство ритма приводит его к правильному пути. Мне это кажется неправдой. Мы следуем ранним шагам искусства, мы не найдем свободы в работах Востока; а западные - с момента национального возрождения и в Древней Греции - всегда работали свободно.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

Технический орнамент

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др).Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

На Востоке никогда не было свободной интерпретации природы. Искусство было создано видными священниками и послушными художниками, чтобы воплотить камень, оспу, линию и массу мирских истин, и отдаться потомкам. Искусство было пятитысячелетним иероглифом. Сами египтологи говорят нам: Раб священнических законов в условных формах позы и движения, женское обнаженное тело мы прошли больше как символ, чем как проявление оригинального искусства Кормила в колыбели храма египетской скульптуры времени от посторонних гиксосов, короли. от Династии Фивана и фараонов, показывает нам все недостатки, которые не могут избежать искусства, осужденного за выражение религиозного символа.

Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Искусство Востока должно было воплощать космогонические мысли, переданные посвященным посвящению, началу ранней священной науки, эзотерическим восприятиям мифа и веры, конструкциями священнических мыслей. Напротив, западные художники, которые обвиняют в повиновении канону, всегда восставали и стремились к личной интерпретации. Работа заключается в разрастании каждого канона. Разве нет нового понимания, выражение личной, а не общей души, не нова, и слово не может быть создано для творчества. Рембрандтский энтузиазм музыки оттенков был восстанием; Работы Вистеллера были сначала встречены с недовольством: они не осмелились признать их как картины; Делакруа не пустился в Салон; с ухмылкой Маны.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

И, внимательно изучая два искусства - восток и запад - различия упрощаются: даже самая фантастическая китайская ваза не оставляет природу, хотя она стильно ее упрощает в целом и глубже в деталях; индуистская фигура - Будда, Варуна, Рудра или Ада-Нари - все еще человек, хотя художник дает ему много рук, членов животного, чудовищное выражение. В то же время, во время величайшего естественного воспроизводства в западном искусстве, мы видим Джеронимуса Боша, одного из самых сильных фикционистов, хотя он жил столетия назад.

И в новую эру Сезан, изучая природу, заботился о природе, оставался недоступным для каждого глаза: природа заперта в строгих границах, словно выливается в простые геометрические тела; и Сезан как древний, хотя и реалист, идет к числу, подчиняя свои геометрийные работы в здании.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Вот почему они считают его отцом кубизма. Эта самооценка также была заявлена ​​Делакруа: «Стиль состоит из свободного и самодостаточного воплощения качеств каждого мастера, становясь условным, художник теряет свою личность». В частности, в графике, которая переходит от рисунка к признаку, сила самоопределения художника становится еще шире: в искусстве восточное искусство востока встречает запад, а между гравюрами Хокусай и Бердсли можно проследить только в сюжетной линии: они находятся на свободе смеха и вымысла игры между черным и белым - одинаково связаны.

Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

Реальное различие между восточным и западным искусством находится в искусстве художественных средств художника. Из трех основных средств визуализации - линии, формы и массы - в восточном искусстве преобладает масса. Первая природа людей действовала как величие; они восприняли поразительное, поэтому первые работы работают со столом; даже представление сначала с контуром, и когда картина достигнута, все пятна помещаются на целые широкие куски, узко ограниченные, не заботясь о шаблоне. Детали воспринимаются гораздо позже - только когда художник имеет движение и свою красоту в отдельный момент.

В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т.д. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому.

Поэтому все примитивные произведения торжественно неподвижны, а поза все еще условна. Но они сильны в обобщении, в выразительности. Для восточной природы это само по себе не является целью художественного изучения. Вот почему у них нет пейзажей; даже японцы редко используют ландшафт, не оживляя фигуру. Для восточных художников природа - это средство; они подчиняют естественные качества определенной концепции; они ищут синтез, простой стиль. И стиль - это творческий путь, который соединяет художественный идеал с художественным выражением через последовательные и постоянные признаки образов.


Предметный , или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.

Поскольку в ранние времена художественный идеал навязывался творцам, у них было только одно право: подчинить этому идеалу художественное выражение. Сходство было искажено только в той мере, в какой оно требовало его стиля. Первая работа была сырой, сухой, но стильной. Художественная работа была иероглифом: это первые храмовые колонны, обелиски, надписи, каменные стихи, сфинксы, готы с изображением Хатора, памятные барельефы. Необходимость священников-иерофантов отмечать и передавать первые мысли религиозной догмы и тайны заставляла искусство давать первую картину.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Характер орнамента зависит также от национальных образов , представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм арабов.

Художники были посвящены. Вот почему их творчество символично. Символ - это искусственное изображение, полученное путем объединения отдельных изображений природы, чтобы охватить дизайн или выживание. Обелиск - это стиль солнечного луча, а луч - образ мировой плодородной силы. Столб храма стилизован на стебле лотоса, а лотос - образ души. Пирамида - четыре треугольника, размещенные на квадрате, - это изображение четырех элементов мира: Огонь, Воздух, Вода и Земля, из которых появилась Вселенная. Сфинкс - это стилизация четырех изображений: теленок, лев, орел и женщина; этот замысловатый образ является символом тайны мира, загадки и в то же время посвященного, поскольку он несет четыре признака преданности Гермеса: «Знайте!». смею!, спросите! и «молчать!».


Украинский орнамент

Арабский орнамент

Арабеска от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора.

Создание таких символов зависит, конечно, от знания сложного словаря линий, форм и узоров, а также законов, в которых объединены определенные изображения. Явная черта выражает поразительный дух, дух; водный - перцептивный, вещество; зигзаг - изменение, реинкарнация; параллельные черты - равновесие, праведность; круг - вечность, безусловное бытие; крест-творения, жертвы; треугольник - элемент; квадрат - вселенная: пятиугольник - человек, сила, магия; шестизвездная звезда - слияние человека с Богом, дух со Вселенной.

Желтая оспа означает великодушие и силу; синий - справедливость и власть; белый - застенчивость и тишина; красный - амбиции и борьба; зеленый - непритязательный, обаятельный и волшебный; крашение - мудрость, ловкость и просветление; черный - созерцание, тайна и судьба. Нет сомнения, что обращение с символами делает многие восточные работы условными: но символ - пока он выражен, таинственный и оригинальный - имел бы гораздо более широкий смысл. Отсюда его успех на западе. Некоторые западные стили приносят символ ценности, отнимая сухие черты религиозного исповедника и давая ему возможность говорить о жизни.

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.

Символ особенно способен передавать темные и неясные ментальные движения, отголоски и перерывы внешнего грохота в душе, смутные воспоминания и полувыражения, нескрываемое волнение, неустроенное беспокойство, внезапные внутренние крики, сложные настроения. Но до тех пор, пока символ не отделился от своего первого назначения, выражающего догму, и не достиг своего средства выражения силы характерных умственных талас, искусство должно было пройти семьдесят столетий развития. Символ - это инструмент синтеза, а история - анализа.

Творческое творчество Густава Климта и русских имеет большое значение для этого поднятия и облагораживания символа. Опять восточное начало: «видимое - это выражение невидимого» - помогло западным художникам достичь непредсказуемой истины, что лучше всего выражать ментальные движения с акцентом и даже свержением анатомии. Это отрезало художников от их слов, но заставляло их стилизовать и уделять самое пристальное внимание теме, которую они изображали, борясь только за средства, которые они нарисовали, чтобы передать идею, настроение или выживание.

По стиливым особенностям орнамент бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

Готический орнамент


Орнамент эпохи Возрождения.

Это путь от анализа к синтезу. Характерным плодом любого стильного искусства является орнамент - простейшая декоративная единица, полученная после стилизации объекта по своей природе. Украшение достигается с помощью линии, рисунка или плоскости, а иногда и трех инструментов вместе. При выполнении самодостаточной художественной целостности орнамент следует задумать, чтобы выразить дрожь посредством сочетания более художественных средств, подчиненных более богатому ритму, и быть богаче разнообразными стилизованными объектами.

Орнамент - это алфавит стиля и его тестовый камень: это аббревиатура и вера всех законов и традиций, которые влияют на творчество в данном стиле. Потому что в орнаменте теоретики ищут не только разницу между восточным и западным искусством, но и между различными стилями этих двух искусств. И возрождение любого старого стиля всегда начинается с обновления орнамента, так как новые земли природы подкрепляются законами и традициями этого стиля, которые упрощаются и сводятся к орнаментации. На его внешней стороне западный орнамент отличается от восточного тем, что он предпочитает плоскость и капля, пока восточная в основном не служит линии и оспы: с внутренней стороны запад более подчинен симметрии и восточная до свободной гармонии.

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров. Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.

В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив - раковина).

В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.

В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire - империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные


Релефный орнамент

В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса). Традиция украшать жилища резным гипсом существует на территории Средней Азии с первых веков нашей эры.Прекрасные образцы такой резьбы можно увидеть в архитектурных памятниках Хорезма,Самарканда, Бухары.

Резьба по ганчу

Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт (мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре.

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

Меандр

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Геометрический орнамент

Геометрический орнамент формирует линейные, пространственные композиционные системы. Именно геометрический орнамент дает возможность постичь суть математического, рационального «объяснения» окружающего мира. Создавая разнообразные композиции, состоящие из центрических, квадратных, треугольных сегментов, художник опирался на исходные положения построения геометрического орнамента- математический расчет. Во главу угла ставилось число, которое в орнаментальной композиции кратно повторялось или выражало про-порциональное соотношение компонентов.

Основой геометрического орнамента являлась строгая последовательность и упорядоченность
в использовании одних и тех же элементов. Чаще всего орнаментальные композиции, вводящие в себя геометрические элементы, выстраивались по законам симметрии. Однако встречались и более сложные варианты орнаментальных комбинаций, насыщенные растительными, тератологическими (звериными), гротескными сюжетами. Как правило, геометрические мотивы повторялись или чередовались, образуя непрерывный ритмический ряд единообразных сегментов.

Важной стороной изучения геометрического орнамента является не только выявление структуры и композиционных особенностей, но и раскрытие семантического толкования отдельных его составляющих.


Некоторые исследователи утверждают, что геометрический орнамент возник в первобытную эпоху и выражал некую абстрактную идею. Древний человек
своеобразно отражал свои представления об окружающем мире с помощью знаков, изображаемых на различных бытовых предметах и на стенах пещер.

В первобытных орнаментальных композициях часто встречаются изображения геометрических фигур-символов: круга-солнца, квадрата- земли, треугольников-гор (или леса); спирали, выражающей идеи бес-конечности бытия, постоянного развития или вечного движения.


В каждой значимой культовой системе -
языческой, христианской, буддийской, индуистской, мусульманской и других - появлялись собственные парадигмы, определявшие семантику геометрических фигур в орнаментальных композициях.

Хотя многие исследователи склонны видеть в геометрическом орнаменте проявление первобытно-общинных алгоритмов, каждая культура по-своему интерпретировала тот или иной знак.


    Круг, не имеющий начала и конца, бесконечный и всеобъемлющий, являлся универсальным символом. Во многих традициях круг олицетворял солярный культ, представлял собой вселенское пространство, Космос. Иногда другие изображения - яйцо, черепаха, диск, часы - имели ту же смысловую нагрузку, отражали космогоническую сущность круга.

Основная функция круга (или шара) - символически изобразить небесные тела. В мировой художественной практике круг был непременным атрибутом египетского бога солнца Атона. Крылатый диск помещался над головой могущественного божества. Примером тому могут служить солнечная колесница Аполлона, колесницы индийских божеств. Перуанский бог Солнца изображался с лицом в виде золотого круга, китайской аналогии Неба. В христианском культе круг связан с понятием мира и бесконечности, небесного сияния, небесной сферы и т. п., у мусульман круг - это всевидящее око Аллаха.

    Квадрат являлся основой орнаментального декора многих древних культур - Древней Индии, Америки, Китая, Греции; широко использовался мастерами-мозаичистами в Средние века. В соответствии с древними представлениями квадрат символизировал основы мироздания, т. е. четыре стороны света. Все углы квадрата (ромба) соотносились и с территориальными представлениями. Индейцы Северной Америки пуэбло, когда «указывали» направление, употребляли цветовое значение и направление, апеллируя при этом к квадратной форме. Квадрат (иногда прямоугольник) служил также обозначением пахотной земли, являясь ключевой фигурой земледельческого культа. Квадрат, заполненный внутри точками или линиями, обозначал у славянских племен засеянное поле. У китайцев прямоугольный блок «цзун» с отверстием внутри, как и узор из перекрещивающихся ромбов, символизировал богатую урожаем землю. В греко-римской традиции квадрат являлся символом Афродиты, воплощавшей женскую, плодородную силу.

    Зигзагообразный и спиралевидный мотивы, часто встречавшиеся на бытовых и культовых предметах Греции, доколумбовой Америки, Китая, Индии, африканских племен условно обозначали либо море, либо молнию (у китайцев этот узор носил название «лэй вэнь»). Именно гроза (молния) символизировала появление Небесного дракона- покровителя воды и небесно-водных стихий. Спиралевидный орнамент являл собой как бы прототип движения некоторых небесных тел.

    Появление треугольника связывали с магическим числом три или триединством понятий. В христианстве и иудаизме равносторонний треугольник вершиной вверх был знаком высшего божества. В средние века треугольник воспринимался как олицетворение Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. В древнекитайской традиции треугольник - почти всегда символ женского начала.

    Одним из самых мистический и распространенных геометрических элементов по праву считался крест. До сих пор поражает воображение исследователей многообразие форм креста.

Разнообразные комбинации вышеперечисленных символов в искусстве орнамента подчас призваны раскрыть сакральный смысл предмета, его предназначение или применение. Но если рассматривать геометрический орнамент вне зависимости от его аллегорически- символического значения, то становится ясно, что художник часто преследовал чисто художественную цель - украсить предмет.

Мастера Древнего Египта
(III тыс. до н. э. - VII в. до н.э.), кроме излюбленного стилизованного растительного декора, вплетали в канву орнамента и геометрические элементы - волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки. Интересен тот факт, что прототипом христианского креста, принятого коптской церковью в качестве своей эмблемы, был древнеегипетский анкх - символ бессмертия. В силу этнокультурных традиций, сложившихся в долине Нила, геометрические мотивы только дополняли основные композиционные решения.

В Индии в эпоху Гуптов (IV в. до н. э.) особую популярность приобрели орнаменты в виде чередующихся ромбов и кругов. С распространением буддийского культа храмы и культовые предметы стали украшаться розетками, вписанными в круги и квадраты. В керамических изделиях также появлялись геометрические мотивы, но вскоре их вытеснил растительный декор. Самыми примечательными были индийские ткани, украшенные всевозможными орнаментами, среди которых преобладали ромбы, квадраты, зигзаги.

Индейцы, населявшие территории Северной и Южной Америки (до XVIII в.), прославились керамическим ремеслом и ткачеством. Гончарные изделия, столь необходимые в повседневной жизни, декорировались всевозможными магическими символами - треугольниками, кругами, спиралями, зигзагами. Средневековых европейцев местные ткани поражали удивительной лаконичностью и сочностью узора. Орнаментальные композиции древних ацтеков, инков, майя, пуэбло, лакота и многих других отражали трепетное отношение к окружающему миру, запечатленному языком простейших геометрических фигур.
Особой красотой отличались орнаментальные построения Древней Греции
(VII в. до н. э. - III в. н. э.). Меандр - зигзагообразный мотив - очевидно, олицетворял вечность движения, бесконечность повторения. Лента орнамента строго подчинялась форме, при этом не нарушалась целостность восприятия. Даже многокрасочные мозаичные полы отличались сдержанностью и простотой геометрических узоров. В искусстве мозаики греко-римским мастерам не было равных. Они искусно воспроизводили пространственную глубину так, что зрителю казалось, будто он идет по рельефному полу. Опыт античных художников был органически воспринят Византийской Империей (IV-XIV вв.).

Искусство нового времени , обращенное на изучение, переосмысление человека и окружающего мира, все реже прибегает к использованию чисто геометрических построений, хотя и не пренебрегает ими. Возвращение к геометрии происходит только в начале XX столетия.

Всеобщая механизация 20-30-х гг.
подчинила орнамент прямым линиям и обратила внимание к красоте четких линий.

Описанные выше примеры свидетельствуют о том, что исторический орнамент - вплоть до 2-й половины XIX столетия - являлся продуктом индивидуального замысла художника-ремесленника и формировался по закону зрительного подобия отдельных фрагментов. Мастер стремился достичь эмоциональной выразительности, пренебрегая математической точностью: элементы могли быть разными по размеру, форме, иметь различный наклон. В искусстве XX в. геометрические элементы стали наноситься на предмет механическим путем. Как следствие подобного способа нанесения рисунка достигается абсолютная четкость и идентичность контуров всех элементов.


И древние, и современные мастера при нанесении рисунка, предположим на ткань, основывались на некоторых основополагающих законах построения орнамента. Хотя форма предмета изначально диктовала, как разместить орнамент, художники применяли несколько композиционных сеток.


Схемы построения геометрического орнамента и его классификация весьма разнообразны. Например, Ю. Я. Герчук приводит следующие варианты:
1) ритмический повтор (линейный и центрический);
2)зеркальная симметрия (зеркальная симметрия и/или поворот);
3)наложение нескольких элементов (создание сетки) .


Известный французский исследователь Анри де Моран
проанализировал особенности сочетания элементов в геометрическом орнаменте. Исследователь делил геометрический орнамент на простые и сложные сюжетные (композиционные) структуры. Одним из простейших элементов де Моран называл точку, которая: активно применялась к декоративном искусстве иранского сасанидского искусства. Следующим этапом указана линия как основополагающая деталь композиционного построения. Принцип линейного построения широко применялся во всевозможных видах искусства и был популярен как на Средиземноморье, так и на западных и восточных землях. Важно отметить, что линия сама по себе не являлась в понятии де Морана самостоятельной составляющей орнамента, но обогащенная чередующимися элементами становится значимым элементом. Следующими этапами развития геометрического орнамента исследователь называл зигзаг, меандр, шеврон, встречающиеся в ряде древних культур. В своей книге автор не выделял, но обозначал и такие простейшие геометрические элементы, как ромб, круг, квадрат, треугольник, круг, шестиугольник, восьмиугольник и т. д. В ряду линейных орнаментов де Моран выделял волнистую линию, спираль, витой шнур - художественные приемы украшения, часто употребляемые мастерами средневековья. К этому же ряду причислен и крест, имеющий особое значение для христианской культуры и некоторых юго-восточных стран. Другие вариации при использовании геометрических элементов являлись сложными композиционными структурами.

В отличие от орнаментальных композиций, созданных в XX в., исторический орнамент нес в себе если не идеи мироздания, то определенную символику. Так называемая семантика геометрического орнамента заключалась в том, как художники понимали смысл этой символики и что вкладывали в него.


В. И. Ивановская. Геометрический орнамент.
Изд. "В.Шевчук" М.: 2009

Похожие публикации